Постоянные читатели

Страница для родителей




Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

    Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответсвии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию". С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalogld=223.

    Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

    Стандарт выдвигает три группы требований:
требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
    Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
    Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные дейтвия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
    Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникативных сред указывается как наиболее естественый способ формирования УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся". Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

    Какие требования к результатам обучающихся уcтанавливает Стандарт?

    Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, софрмированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
    Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится...", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться...", не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
    Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленных в основной образовательной программе.

    Что изучается с использованием ИКТ?

    Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образоватеьный процесс наравне с традиционным письмом.
    Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
    Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
    В контексте изучния всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
    В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты "Я и моё имя", "Моя семья", совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
    Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

    Что такое информационно-образовательная среда?

    Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и обучающегося. Через ИС обучающиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

    Что такое внеурочная деятельность, каковы её особенности?

    Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
    Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
    Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе - дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, сорвнования, поисковые и научные исследования и т.д.
    Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
    Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

    Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?

    С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ (1 класс) введение Стандарта является оязательным.
    Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).
    Продолжительность уроков в начальной школе:
в 1 классе - 35 минут (при невозможности организовать спциальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
во 2-4 классах - 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
    Продолжительность учебного года:
в 1 классе - 33 учебные недели;
во 2-4 классах - 34 учебные недели.
    Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные каникулы в феврале.
    Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для обучающихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает: обязательные учебные занятия объемом 20 часов в неделю, внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
Десять советов родителям будущего первоклассника.


1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для ребенка.
   Попробуйте учесть все факторы, которые будут влиять на процесс обучения.

2. Заранее познакомьтесь со школой, педагогическим коллективом, условиями
   обучения.

3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая у него
   будет нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные
   дополнительные занятия).

4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени
   уйдет на дорогу в школу.
   Добавьте ещё час на утренние процедуры и завтрак.

5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка.
   Подумайте, насколько она сможет учесть его особенности.

6. Уточните, в какое время будут заканчиваться все занятия ребенка в школе.
   Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия
   (музыкальная школа, кружки, секции).

7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

9. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд.
   Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

10. Помните, что адаптация к школе - непростой процесс, и происходит он
    совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными.
    Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых
    будет рядом с ребенком.





Роль семьи и условия семейного воспитания.

 Авторитет родителей.

Одной из главных функций семьи является воспитание детей. В Конституции РФ говорится, что граждане РФ обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к труду, чтобы они стали достойными членами общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.  Как видим, воспитание детей — важнейшая правовая обязанность, возложенная на родителей Основным Законом. Выполнять эту обязанность семье помогает общественность и школа.

Семья призвана, уже в домашних условиях, обеспечить правильную организацию жизни ребёнка, помочь усваивать положительный опыт жизни и труда старших поколений. Именно эта роль делает семью необходимым звеном в комплексном воспитании детей.

Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

«Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они помимо его воли, часто определяют его поступки».

Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека.

Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят: «Он (или она) из хорошей семьи» — это значит, что человек тот, трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью. Такой человек приятен в общении, он хороший семьянин, гражданин своего Отечества.

В семье закладываются основы физического развития человека, его здоровья. Оно в большей мере зависит от того, как организована жизнь ребенка, какое уделяется внимание  охране его здоровья, питанию, закаливанию, развитию физических возможностей, обеспечению достаточной нагрузки в физических упражнениях. Важно и то, что родители своим примером формируют отношение ребенка к собственному здоровью. В семье приобретаются элементарные знания о человеческом организме, его гигиене, осваиваются первоначальные санитарно – гигиенические навыки.

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Эмоциональные контакты в семье дети нередко переносят как в настоящем, так и в будущем в социальные связи, выходящие за пределы круга семейных взаимоотношений.

В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки  гражданственности. Эти уроки — начало долгого пути взросления, который должен пройти растущий человек, прежде чем станет подлинным гражданином, для которого неотделимы личное и общественное, права и обязанности, который горячо любит свою Родину, готов трудиться на ее благо и защищать ее.

Родители стоят у истоков патриотического воспитания. Воспитание любви к родной  природе, знакомство с героическим прошлым нашей  страны, с ее традициями, праздниками и знаменательными датами в первую очередь происходят в семье. В семье закладываются основы нравственности. Постепенно, в процессе общения с близкими, ребенок начинает понимать, какой поступок можно считать хорошим, а какой плохим, что такое деятельное добро, уважение к людям, ответственность за свои поступки и дела и за общее дело коллектива.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. В семье ребенок начинает понимать, что все создается трудом; в семье с самого раннего возраста, он начинает привыкать к труду, определяя свое место в общем, совместном труде родителей и других членов семьи. Правильно поставленное воспитание в семье закладывает в человеке основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе, таких, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива, доброжелательность и отзывчивость. Совместный с родителями или руководимый ими труд в быту, по самообслуживанию, ручной (шитьё, вышивание, поделки по дереву и т. д.), участие в хозяйственных работах по выращиванию овощей, фруктов, уход за животными способствует формированию трудовых навыков и умений, ловкости, сноровки в выполнении отдельных операций. Пример добросовестного исполнения родителями трудовых, производственных обязанностей постепенно воспитывает у детей убежденность в необходимости трудиться, обязательность честного выполнения своего гражданского долга.

Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. В семье ребёнок получает первую информацию, учится наблюдать и сравнивать явления окружающей жизни, задает и разрешает многочисленные интересующие его вопросы. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др. С поступлением ребёнка в школу задачи умственного воспитания усложняются.

Под действием родителей, условий жизни в семье у ребенка формируется эмоциональное отношение к происходящему, формируется эстетический вкус. Путь человека в мир прекрасного начинается очень рано, и здесь первостепенная роль принадлежит семье.

Сила влияния родителей в вере в них ребенка, в его убеждении, что близкие, любимые им люди всегда правы, а решения и поступки их справедливы. Дети хотят походить на родителей и бессознательно им подражают. Несмотря на полное неумение и слабость сил, ребенок вслед за матерью пытается принимать участие в домашней работе. Дети подражают родителям во всех своих действиях и движениях, в словах. Первые представления об идеале, о совершенстве заключаются для них в образе родителей. Они гордятся своим сходством с матерью и отцом, общностью характеров, склонностей. «Я буду, как отец, сильным», — говорит ребёнок своим друзьям. А десятилетняя дочка укладывает челку, чтобы хоть чем - нибудь быть похожей на мать, которую считает непревзойденной красавицей. Это стремление походить на родителей и внешне и внутренне делает их пример сильнейшей движущей силой семейного воспитания. Ничто не действует на детей так разительно, как сила примера, а между всеми другими примерами никакой другой не обладает такой силой, как пример родителей.

Человек формируется в деятельности. В семье много возможностей для совместной деятельности детей и взрослых. Это и домашние дела, и участие в хозяйственных заботах семьи, и различный ручной труд, игры, развлечения. В семье дети чувствуют, видят, слышат не только то, как надо жить, что надо знать, как надо вести себя, но и практически познают жизнь.

От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная  атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей.

Помочь семье осознать свою ответственность за воспитание детей, выполнять свой долг гражданина РФ — одна из важных задач педагогического коллектива школы. От того, как воспитывается ребенок в семье, будет зависеть, вырастет ли он настоящим тружеником и созидателем, патриотом своей Родины, честным и справедливым, великодушным и добрым, или эгоистом, замкнувшимся в узком кругу своих личных интересов.

Воспитывает ребенка весь повседневный жизненный уклад семьи, взаимоотношения между ее членами, отношение к труду, отдыху, событиям в стране, обстановка, окружающая ребенка, и т. д. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни... Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение...

«В воспитательной работе нет пустяков... Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно...», — писал А. С. Макаренко. Понимание этого, осознание ответственности за воспитание детей требует строгой внимательности к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чём выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словом, но и своим примером жизни и поведения.

Условие правильного семейного воспитания – рационально организованный быт, режим жизни ребёнка в семье. Одним из распространённых недостатков семейного воспитания становится в наше время культ вещей, приобретательство. Мещанский быт, вычурность обстановки, как правило, влекут за собой подавление детской самостоятельности, ограничение подвижности детей, их творческой инициативы.

Источником благополучия ребёнка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Любовь творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений. Живя в семье, ребёнок должен быть уверен, что его кто – то очень - очень любит, но и он тоже кого – то любит безгранично. Такая любовь создаёт чувство защищённости, душевного комфорта. При этом ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

Любовь, ласка, нежность, которые ребёнок воспринял в детстве, в последующем помогают ему правильно решать сложные жизненные проблемы, отраженным теплом согревают окружающих.

Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость – этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошёл школу доброты, школу подлинно человеческих отношений.

Многие родители связывают понятие «счастливое детство» с неограниченным предоставлением ребёнку материальных удовольствий. Но они упускают из виду, что воспитание на безотказности формирует потребителя, эгоиста, что потребительское счастье не радует, оно не готовит к жизни, невыработанная дисциплина желаний, рано или поздно вступает в противоречие с общественными требованиями.

Там, где ребёнка балуют, где выполняются все его желания безотказно, там большой простор для расцвета в нём эгоцентризма. Избалованный, он растёт себялюбцем, баловнем, эгоистом, не умеющим считаться с удобствами и возможностями семьи.

В таких семьях чрезмерная любовь родителей губит детей. Дети в этих семьях вырастают эгоистичными, грубыми, жестокими не только к своим друзьям, но их жестокость прежде всего направлена на родителей. Здесь виновата не любовь сама по себе, а безрассудство любви. Ребёнок должен рано понять, что он такой же член семьи, как и все остальные. И он должен заботиться о других так же, как другие заботятся о нём. Как ненормально, когда родители ради своих  удовольствий забывают о детях, точно так же ненормально, когда в семье только дети отдыхают, развлекаются, а на долю родителей выпадает лишь труд.

Важным условием успешного воспитания в семье является авторитет родителей.

Авторитет родителей — это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам и поступкам.

В воспитании детей младшего школьного возраста авторитет родителей основывается на уверенности детей в правоте родителей, на стремлении подражать их действиям и поступкам. Без авторитета — без несомненного достоинства отца, матери — нельзя воспитывать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

Важнейшее условие авторитета родителей — их гражданское лицо, направленность их деятельности на работе, в быту, степень участия в общественной жизни страны. Ребят всегда интересует, чем занимаются близкие им люди, где работают, какую пользу приносят стране. Они гордятся трудовыми успехами своих пап и мам. Кто не слышал, как увлеченно дети, иногда принимая желаемое за действительное, рассказывают о своих родителях.

— А мой папа может даже всех врагов победить! — говорит с восторгом мальчик о мужестве своего отца.

Очень значимым в становлении авторитета родителей является то, как относятся к ним окружающие люди — уважают или осуждают их поведение. Дети гордятся, если их родители пользуются общественным признанием.

Восторженно отзываясь о хороших поступках и делах, дети не только гордятся ими, но и как бы утверждают для себя их поведение образцом для подражания. «Я буду смелым, как папа». Главным здесь становится нравственный облик родителей. Дети всегда хотят видеть в них высокие моральные качества: мужество и скромность, общественную активность и трудолюбие, честность и справедливость, чувство долга и доброжелательность к людям, богатство знаний и культуру поведения, моральную и физическую чистоплотность. Даже в малом дети стремятся копировать своих родителей, близких.

С симпатии и антипатии, нормы и правила поведения, отношения к событиям и явлениям окружающей жизни дети чаще всего заимствуют от родителей или членов семьи. Это налагает на родителей особую ответственность, обязывает  их тщательнее анализировать свое поведение при детях.

Макаренко А.С. подчёркивал: «Воспитывает всё: вещи, люди, явления, но больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги… Образ жизни родителей – основа их авторитета у детей. Требования к детям не должны расходиться с собственным поведением. Родители должны помнить, что все их действия находятся под постоянным, непосредственным контролем детей».

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий